Тайвань экономические и политические блоки

Тайвань экономические и политические блоки

Оглавление:

Мировые экономические союзы. Экономические блоки и содружества государств


т · 19.01.2009

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже: 1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили. 5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. 6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали. 8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера.

Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство.

Тайвань – социально-экономический, политический, идеологический феномен Текст научной статьи по специальности «История.

Исторические науки»

НА ГРАНИ ВЕКОВ А. Г. ЛАРИН ТАЙВАНЬ- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Тайваньский вариант сепаратизма отличает одна удивительная особенность: обычно сепаратизм возникает и развивается на национальной почве как стремление одной национальной общности обособиться от другой.

Однако подавляющее большинство жителей и материкового Китая, и Тайваня — это люди одной национальности, ханьцы, имеющие общую историю и общую культуру.

Правомерно считать, далее, что население материкового Китая и Тайваня, включая и национальные меньшинства, — это один народ, одна нация (хотя, согласимся, здесь важно, как толковать эти термины). Обычно разделенная нация стремится к воссоединению. Так было, когда существовали две Германии. Так идет сейчас и в Корее, хотя по многим соображениям ни одно из корейских государств не пытается форсировать события.

На Тайване это правило не действует: подавляющее большинство тайваньцев не хочет воссоединения с материком, по крайней мере, в настоящее время.

Причина этой странности заключается в том, что Тайваньский пролив разделяет не две разные нации, а два общества с различными (прежде мы сказали бы: противоположными) социально-экономическими системами, с разным уровнем жизни, с различными политическими режимами: однопартийным и многопартийным. Благодаря целому ряду внешних и внутренних обстоятельств, главным образом, раскладу внешних сил, остров уже несколько История и современность, № 1, март 2006 000-000 десятилетий как «завис» в положении государства де-факто, не рискующего, однако, официально заявить о своей суверенности: Пекин бы этого не потерпел.

Тем не менее на протяжении последних приблизительно двух десятков лет имеет место непрерывное нарастание тайваньского сепаратизма, и это — его вторая особенность, очевидным образом связанная с естественным процессом смены поколений. Ниже мы подробнее рассмотрим роль различных факторов, начиная с материальных, в возникновении и подъеме сепаратизма на Тайване, в развитии его политических и идеологических форм.

Перспективы существования двух китайских государств: КНР и Китайской республики в ХХІ в.

Проблема Тайваня .2Современное состояние проблемы Глава II.

Перспективы существования двух китайских государств .1 Политики США, Японии и России в вопросе о Тайване .1.1 Политика США в «тайваньском вопросе» .1.2 Политика Японии в отношении Тайваня .1.3 Россия и проблема Тайваня .2 Перспективы отношений между КНР и Тайванем .2.1 Отношение между КНР и Тайванем в настоящее время .2.2 Перспективы отношений двух китайских государств Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира.

Одним из приоритетных направлений внешней политики Китая является участие КНР в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Пытаясь занять ведущее место в АТР, лидеры КНР продолжают курс на создание экономического сообщества «Большого Китая», то есть создание единой экономической системы в составе КНР, Тайваня, Сянгана и Сингапура.

Важнейшей проблемой для современного китайского руководства была и остается проблема мирного воссоединения Тайваня.

Проблема не новая, но очень острая и болезненная не только для КНР и Тайваня, но и для международного сообщества, прежде всего ведущих держав (США, Японии, России).

Район острова Тайвань является стратегически важным геополитическим и экономическим центром Восточной Азии, а Тайваньский пролив — оживленной транспортной артерией, которой пользуется множество судов и авиалайнеров различных стран мира.

Неоднозначность отношений между КНР и Тайванем, а главное — возможность КНР применить силу против Тайваня рассматриваются в США, Японии и странах Запада как угроза международной безопасности в регионе.

Поэтому, вполне закономерен интерес, проявленный международной общественностью к новым моментам в двусторонних китайско-тайваньских отношениях, которые появились за последнее время, в частности, после выступлений председателя КНР Ху Циньтао и избранного президента Тайваня в 2008г.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

/ / / — КНР является членом ряда международных организаций. Прежде всего, КНР является постоянным членом СБ ООН.

Также КНР является членом ряда специализированных учреждений ООН: ВОЗ, Всемирной метеорологической организации (ВМО), Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной организации по туризму, Всемирного почтового союза, ИКАО, ИФАД, МАГАТЭ, Международной морской организации, Международного союза телекоммуникаций, МОТ, Организации Объединённых Наций по промышленному развитию, Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства — ФАО, Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, ЮНЕСКО, ЮНИТАР, ЮНКТАД и др.

КНР является участником интеграционного блока АСЕАН, имеет статус наблюдателя в Движении неприсоединения (ДН). Что касается международных и региональных организаций в области безопасности, в которых участвует Китай, то можно выделить ГЯП, Комитет Цангера, Региональный Форум АСЕАН (РФА), ШОС.

Среди международных и региональных экономических организаций, в которых участвует Китай, необходимо выделить: Азиатский Банк Развития, АТЭС, Африканский Банк Развития, Банк Международных Расчетов, ВТО, МВФ, Международная Торговая Палата, группу Всемирного Банка — Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), Международная Ассоциация Развития (МАР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная Финансовая Корпорация (МФК). Кроме того, Китай участвует в Латиноамериканской ассоциации интеграции (наблюдатель), Международной организации по вопросам миграции (наблюдатель), Международной организации по стандартизации (МОС), Международном Обществе Красного Креста и Красного Полумесяца и Международном Движении Красного Креста и Красного Полумесяца, ОАГ (наблюдатель). В конституции КНР содержатся основные принципы внешнеполитической концепции КНР — взаимное уважение

Тайвань экономические и политические блоки

> > Государственный бюджет представляет собой подробный отчёт платежей, полученных Китайской Республикой (налоги и другие сборы), а также платежи, осуществляемые правительством (закупки и трансфертные платежи).

Бюджетный дефицит Тайваня возникает, так как правительство тратит больше денег, чем получает[110]. На Тайване функционируют 40 тайваньских банков и 25 кредитных кооперативов. Есть также 28 иностранных банков, имеющих отделения в Тайбэе. В тайваньском банковском секторе доминирует государственный Банк Тайваня, который контролирует около 12 % совокупных активов банковского сектора[111].
В дополнение к Банку Тайваня (100 % государственная собственность) правительство владеет и управляет несколькими банками, правительство владеет 100 % активов Земельного банка Тайваня и 36,7 % от Тайваньского кооперативного банка. Тайваня. Однако все это был еще не сепаратизм, а лишь предисловие к нему.

В 1949–1950 гг., проиграв коммунистам гражданскую войну, на Тайвань эвакуировались глава Китайской Республики и одновременно лидер правившей в ней партии Гоминьдан Чан Кайши и его сторонники, всего около двух миллионов человек.

Присоединившись к семи миллионам местного населения, они принесли с собой дополнительную нагрузку на скудные ресурсы и скромный производственный потенциал острова, что отнюдь не прибавило «местным» симпатий к «пришлым».

В обстановке острой военной и политической конфронтации с новым коммунистическим государством – КНР – на материке, активной подпольной работы коммунистов на самом острове и недовольства широких слоев местного населения Чан Кайши в кратчайшие сроки установил на Тайване однопартийную диктатуру Гоминьдана и развернул так называемый «белый террор». Однако можно отметить, что это была, прежде всего, партия тайваньцев, стремившихся к независимости Тайваня. Это был один из сигналов о том, что политические реформы нельзя откладывать.

Как лидер Гоминьдана, Цзян Цзинго многое сделал, чтобы подтолкнуть руководство Гоминьдана — старое и консервативное — к проведению политических реформ.

Политические процессы в современном Китае: две модели развития: КНР и Тайвань тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Ивченко, Борислав Вячеславович

Актуальность исследования.

В настоящее время КНР является одной из крупнейших и стремительно развивающихся мировых держав. Успехи развития Китайской Народной республики во многом обусловлены проводимой ее руководством в течение последних тридцати лет политикой модернизации, затрагивающей в первую очередь экономическую сферу, но имеющей также социальное и политическое измерения.

Можно сказать, что политические изменения в КНР осуществляются как постепенное адаптирование политической системы к меняющимся социально-экономическим условиям. Политическая модернизация Китая имеет управляемый характер, продвигается осторожными шагами. Ее особенности привлекают значительное внимание исследователей.
При этом диапазон используемых подходов очень широк: от рассмотрения китайского пути как догоняющего развития до оценки его как новой универсальной модели модернизации.

Поэтому вопрос о характере и направлении политического развития Китая требует дальнейшего изучения. Особый интерес для исследования представляет то, что в «большом Китае» сосуществуют различные политические системы — КНР и Республика Китай (Тайвань). Таким образом, актуальность темы диссертационной работы определяется и тем, что развитие Китая дает пример того, как в рамках одной культурной традиции реализуются две во многом противоположные модели политического процесса.

Несмотря на некоторые общие черты, изначально объединявшие их, например, общую политико-культурную основу, роль партии и личности лидера, они демонстрировали фундаментальные идеологические различия. Процессы модернизации в обеих частях Китая, с одной стороны, протекали по схожим сценариям: их инициатором выступал авторитарный режим, который стремился, прежде всего, к экономическому развитию, отодвигая либерализацию и сопутствующие политические изменения на второй план.

С другой стороны, правящая партия Тайваня, Гоминьдан, отказалась от политической монополии по достижении определенного уровня социально-экономического развития, в то время как Коммунистическая партия КНР сохраняет господствующее положение.

Тайвань – социально-экономический, политический, идеологический феномен

Тайваньский вариант сепаратизма отличает одна удивительная особенность: обычно сепаратизм возникает и развивается на национальной почве как стремление одной национальной общности обособиться от другой.

Однако подавляющее большинство жителей и материкового Китая, и Тайваня – это люди одной национальности, ханьцы, имеющие общую историю и общую культуру. Правомерно считать, далее, что население материкового Китая и Тайваня, включая и национальные меньшинства, – это один народ, одна нация (хотя, согласимся, здесь важно, как толковать эти термины).

Обычно разделенная нация стремится к воссоединению. Так было, когда существовали две Германии. Так идет сейчас и в Корее, хотя по многим соображениям ни одно из корейских государств не пытается форсировать события.

На Тайване это правило не действует: подавляющее большинство тайваньцев не хочет воссоединения с материком, по крайней мере, в настоящее время.

Причина этой странности заключается в том, что Тайваньский пролив разделяет не две разные нации, а два общества с различными (прежде мы сказали бы: противоположными) социально-экономическими системами, с разным уровнем жизни, с различными политическими режимами: однопартийным и многопартийным. Благодаря целому ряду внешних и внутренних обстоятельств, главным образом, раскладу внешних сил, остров уже несколько десятилетий как «завис» в положении государства де-факто, не рискующего, однако, официально заявить о своей суверенности: Пекин бы этого не потерпел. Тем не менее на протяжении последних приблизительно двух десятков лет имеет место непрерывное нарастание тайваньского сепаратизма, и это – его вторая особенность, очевидным образом связанная с естественным процессом смены поколений.

Ниже мы подробнее рассмотрим роль различных факторов, начиная с материальных, в возникновении и подъеме сепаратизма на Тайване, в развитии его политических и идеологических форм. Одновременно нам придется осветить политические и идеологические контрмеры, принимаемые для борьбы с ним со стороны материка, и попытаться оценить их эффективность.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

/ / / — Поскольку Тайвань не обладает политико-дипломатическим признанием международного сообщества, его участие в международных организациях ограничено таковыми, действующими в экономической и гуманитарной областях.

Китайская Республика является членом АТЭС, Азиатского Банка Развития, Международной Торговой Палаты, Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов (МКСП), Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международного Олимпийского Комитета (МОК), Всемирной Конфедерации Труда, наконец, ВТО.
Тайвань добивается членства в ООН и ВОЗ.

Тайвань в полном объёме поддерживает дипломатические отношения с 25 государствами мира — с 6 Азиатско-Тихоокеанского региона, 6 в Африке, 1 в Европе, 12 в Латинской Америке.

Руководство Китайской Республики стремится установить таковые с остальными странами, поддерживая 92 представительства (они могут носить следующие названия: Представительство Тайбэя, Торговая миссия Тайбэя и др.) в столицах и крупнейших городах 59 стран, которые фактически выполняют дипломатические и консульские функции.

Также 48 государств мира, не имеющих дипломатических отношений с Китайской Республикой, открыли 58 представительств на Тайване.← | | →

Что нужно сделать для обобщения всех сведений о Земле, объём которых удваивается .

Книга посвящена интересному и ещё во многом загадочному вопросу — океанским . В справочнике даётся обзор различных типов и родов почв по континентам земли.

В .

Трансформация политических и экономических взаимоотношений КНР и Тайваня вначале ХХІ века Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

УДК 328 У.Я. Бартко1 ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КНР И ТАЙВАНЯ ВНАЧАЛЕ ХХ! ВЕКА На протяжении пятидесяти лет политическая система Тайваня изменилась, а именно она превратилась из авторитарной системы в демократическую.

За это же время эволюционировали и отношения Тайваня с материковым Китаем. Поначалу это была сильная вражда в годы гражданской войны, одностороннее вражеское отношение Тайваня к Китаю, а в 1990-х годах эти отношения увенчались взаимным диалогом и культурными обменами. На сегодняшний день сбережение сложившегося «статус-кво» и содействие миру есть необходимым как для обеих сторон, так и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевые слова: «тайванская проблема», статус-кво, гражданская война, принцип «Один Китай», стратегическое недоверие.

На современном этапе глобального политического и экономического развития проблема урегулирования международного статуса Тайваня остается одним из важных дестабилизирующих факторов региональной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта проблема являет собой сложный исторический и геополитический узел, в котором переплетены намерения КНР достичь объединения острова с материком, географическая близость острова и его размещении в рамках китайской стратегической периферии важных международных торговых путей, политические и идеологические различия тайванской и китайской систем управления, стремление правительства Тайваня к автономному международному существованию. Обе стороны, формируя свою собственную политику, придерживаются четких стратегических целей.

В мае 2000 года Пекин с трепетом ожидал результатов новых президентских выборов на Тайване, так как прогнозы были в пользу кандидата от Демократической Прогрессивной Партии, которая отстаивает независимость Тайваня. 1 © Ульяна Ярославовна Бартко, аспирант кафедры международных отношений и дипломатической службы Львовского национального университета имени Ивана Франко, ул.

Университетская, 1, г Львов, 79000, Украина, E-mail:

Развитие Тайваня после 1976 г

Стремительный рост экономической системы Тайваня «Экономическое чудо» создавало, вне зависимости от субъективных замыслов его организаторов, социально-экономические и социально-психологические предпосылки не только качественно нового витка экономического роста и развития, но и назревших глубоких политических перемен. По мере своего индустриального развития Тайвань все больше втягивался в международное разделение труда, все больше делался интегральной частью мирового рынка. Во многом именно эта «открытость» стимулировала экономическое развитие Тайваня.

Однако в то же время эта включенность в мирохозяйственные связи ставила тайваньскую экономику в зависимость от всех перепадов мировой экономики.

Так, разразившийся в 1973 г. нефтяной кризис больно ударил по экономике Тайваня, полностью зависимой от импорта нефти, привел к сокращению спроса на тайваньские товары на мировом рынке и сокращению тайваньского экспорта. Но тайваньская экономика сумела преодолеть этот кризис. Решающую роль в этом сыграло сотрудничество государства с частным предпринимательством.

В 1974 г. правительство выдвигает программу строительства десятка крупных объектов энергетики, транспорта, тяжелой промышленности (атомная электростанция, железные и шоссейные дороги, металлургия и т.п.). Эта программа не осталась на бумаге, она была выполнена к концу 70-х гг., что помогло тайваньской экономике минимизировать кризисные потери и сохранить высокие темпы накопления капитала, промышленного производства и экспорта. Успех этой программы позволил правительству продолжать программирование расширения строительства объектов, необходимых для более гармоничного развития экономики острова.

Реализация этих программ и их воздействие на рост производства всех секторов народного хозяйства свидетельствовали о складывании на Тайване эффективной системы «смешанной экономики», в которой государственное и частное предпринимательство не только конкурировали, но и сотрудничали в развитии тайваньской экономики. В течение второй половины 70-х, в 80-х и 90-х гг.

Кнр — Тайвань: политическая конфронтация или стабильное сосуществование?

Текст научной статьи по специальности «Комплексное изучение отдельных стран и регионов»

ТАЙВАНЬ Ю.В. Чудодеев ИВ РАН КНР — Тайвань: политическая конфронтация или стабильное сосуществование?

Важнейшей внутриполитической проблемой для современного китайского руководства, получившей отражение в материалах XVII съезда КПК (октябрь 2007 г.), была и остается проблема мирного воссоединения с Тайванем на основе принципа «одна страна — две системы». Проблема не новая, но очень острая и болезненная не только для Пекина и Тайбэя, но и для международного сообщества, прежде всего ведущих держав Азиатско-Тихоокеанского региона (США, Японии, России).

Район острова Тайвань является стратегически важным геополитическим и экономическим центром Восточной Азии, а Тайваньский пролив — оживленной транспортной артерией, которой пользуется множество судов и авиалайнеров различных стран мира. Неоднозначность отношений между КНР и Тайванем, т.е. фактический раскол китайской нации, а главное — неоднократные заявления Пекина о возможности применить силу против тайбэйского режима в случае провозглашения им независимости, вполне естественно, стала рассматриваться в США, Японии и странах Запада как угроза международной безопасности в регионе.

Поэтому вполне закономерен интерес, проявленный международной общественностью к новым моментам в двусторонних китайско-тайваньских отношениях, которые появились за последнее время, в частности, заявлениям Председателя КНР Ху Цзиньтао и избранного в марте 2008 г.

президента Китайской Республики на Тайване Ма Инцзю. Тайваньская проблема является одной из нерешенных до сих пор проблем XX в. Ее история насчитывает около 60 лет, когда осенью 1949 г.

правительство Китайской Республики во главе с Чан Кайши, лидером правящей в стране Национальной партии (Гоминьдан), потерпев поражение © Чудодеев Ю.В., 2009 171 на континенте от вооруженных сил КПК, перебазировалось на Тайвань и продолжило там свою деятельность, объявив остров местом

«временного пребывания Центрального правительства Китая»

.

В 1948-1949 гг. вместе с Чан Кайши на Тайвань хлынул поток людей — до 2 млн.

Экономика Тайваня: особенности, планы развития

Небольшое островное государство, называющее себя Китайской Республикой, известно всему миру, как Тайвань. Его признают 23 страны. Тайвань принял две волны эмигрантов из материкового Китая.

Первая случилась, когда богатые приверженцы династии Мин бежали от преследования сторонников Империи Цин (примерно после 1644 года).Вторая — после образования Китайской народной республики, когда вооруженные отряды китайской компартии разгромили и вытеснили на остров 1.5 миллиона сторонников консервативной партии Гоминьдан.

Уже в конце XX века образованные и трудолюбивые эмигранты создали процветающую, развитую экономику, естественно, с китайской спецификой.

Китайцы, заселив остров, постепенно вытеснили коренное население (австронезийцев), которые сейчас составляют около 2.3% от 23.5 миллионного населения страны. В 1895 году Империя Цин потерпела военное поражение. В течение 50 лет островом управляли японцы.

Они и заложили основы индустриализации острова, построив гидроэлектростанцию и предприятия для производства многочисленных видов продукции. Для экономики Тайваня история колонизации была скорее позитивной. Остров служил своеобразной витриной, показывающей достижения покоренных японцами народов.После Второй мировой войны Гоминьдан создал на острове Китайскую Республику, суверенитет которой, по его мнению, распространялся и на материковый Китай.

Важным первым шагом к улучшению экономики стала земельная реформа.

При этом были принудительно выкуплены излишки земли у помещиков и проданы крестьянам с рассрочкой платежа на длительное время. Экономическая политика стимулировала индустриализацию.С 50-х годов она продолжает, в основном расти. В знак заслуг перед страной на аверсе монет Тайваня изображен бюст Гоминьдана и президента (1949-1975) Чан Кайши, инициатора основных реформ.

До 1987 года на острове действовало военное положение, но с конца 80-х годов началась демократизация общественной жизни.